Нуа́р (фр. film noir — «чёрный фильм») — жанр американского кинематографа 1940-х — 1950-х годов, запечатлевший атмосферу пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма, характерную для американского общества во время Второй мировой войны и в первые годы холодной войны. / Wikipedia /.
Team Bondi, под покровительством Rockstar, взяли движок GTA IV, карту Los Angeles из GTA SA, кипу архивных материалов 1930-х — 1950-х годов и выдали на гора супер стильный, безумно красивый детективный триллер с закрученным, точнее с закрученными множественными сюжетами.
Итак, эЛэЙ, 1947й, золотая эпоха глянцевых дутых авто с проворностью, прочностью и тяжестью танка, стильных костюмов со стильными шляпами и ретро-футуризма 8)
Мы играем за детектива Cole Phelps, который чем-то напоминает раскобаневшего Тима Рота, и проходим его карьеру в LAPD от простого патрульного полисмена до детектива убойного отдела и полиции нравов.
На моей памяти этой первый раз, когда в игре-песочнице GTA-типа мы играем за тотально положительного протагониста, который ни разу не маньяк и даже не бывший зек. Он офицер в запасе, получивший во II-й мировой медали и пришедший после на службу в полицейский департамент славного города Лос-Анджелеса. Причем Коул настолько правильный, что даже один из его напарников его подкалывает в разговоре:
– Коул, а какие тебе женщины нравятся?
– Я не рассматриваю женщин особо, я женат.
– Но ты же не слепой и не мертвый, все таки?
– Ну не знаю, блондинки.
– Аллилуя! Блондинки! Все таки он человек.
В игре конечно же множество диалогов, поставленных и озвученных на высшем уровне, при том, что еще и анимация лиц на невиданной доселе для игр высоте: каждый мгновенный прищур, ухмылка, каждый испуганный взгляд виден и имеет серьезное значение в игре, где нужно пользуясь в первую очередь собственными мозгами определять правду и уличать ложь, выполняя роль меча правосудия.
Работа детектива сведена в игре к четырем базовым вещам: поиск улик, допрос/дознание, погоня, бой. Поиск улик – банальное блуждание по месту преступления с нажиманием Х на всем интересном, и поиск облегчен подрагиванием джойстика в местах интереса, порой немного нудно. Погоня – преследование на ногах, на машинах иногда с применением оружия – весело. Бой – перестрелки, рукоприкладства, в общем тут все славно, как в 4й GTA.
И, наконец, допрос – это то, ради чего игра строилась и что делает L.A. Noire столь увлекательным и оригинальным.
Допрос ведется из блокнота Коула по ветвящимся диалоговым линиям. Успешность допроса зависит на 100% от вас, и у вас есть 3 варианта реакции на ответ подозреваемого: Правда, Ложь и Сомнение. Правда – мы тебе верим, ничего особенно, иногда нужно сострадание. Сомнение – это не просто ответ “Да ты гонишь!”, это фактически попытка надавить на свидетеля / подозреваемого, пригрозить страшным судом или тюрьмой повышенной строгости. Сомневаться нужно осторожно, свидетель часто при необоснованном наезде запирается и больше ничего говорить не хочет. Ложь – тут все просто, мягко говорим подозреваемому “Ты врешь”, и показываем ему прямую улику. Если улики нет – нас пошлют, но можно и передумать с обвинением в этот момент.
С самого начала игра пожалуй слишком прощающие лояльна к игроку, но стоит добраться до первого расследования убийства – и тут уже игровой процесс развертывается по полной, не прощая ошибок и не давая просто так сделать сейв-релоад для второй попытки допроса главного подозреваемого (ручных сохранений попросту нет).
К чести Рокстара в который раз мысленно поаплодировал их бескомпромиссности относительно расизма/шовинизма и прочих подобных скользких моментов. К примеру с неграми в игре, как и подобает тому времени, обращаются как со вторым сортом. На реплику негра драг-дилера в сторону детективов “- Мазафака, у тебя есть ордер на обыск?!”. Детектив LADP (обратите внимание – реальное название полицейского департамента, а не вымышленное) отвечает глядя дилеру в глаза “- Нет, а надо?”. И тут же начинается обыск малины одним детективом, пока другой держит негров под дулом пистолета.
С женщинами тоже не цацкаются. Из шокирующих моментов: будьте готовы, придя на место преступления секс-маньяка, увидеть абсолютно голый посиневший труп женщины жертвы, с омерзительно реалистичными следами побоев, багрово-синими следами от веревок, грязью от протекторов грубых ботинок на груди и содранной до мяса кожей на безымянном пальце от сорванного в ярости кольца.
Однако игра в целом довольна линейна для песочницы, выбор куда дальше ехать зачастую невелик и особо на развитие событий не влияет. Да и вообще, сама необходимость постоянно куда то ехать не особо завлекательна, так как в отличии от GTA, мы – хорошие парни, пешеходов не сбиваем, апокалипсис на улицах не учиняем, что для игры просто скучновато. Я бы с удовольствием поимел возможность “пропустить рядовую поездку” – пускай мне покажут короткую кат-сцену и меня довезет до места напарник, который и так мало что в игре делает, все равно поездка ни на что по сути не влияет.
Разработчики попытались разнообразить езду по городу пресечением “случайных” уличных преступлений, собиранием достопримечательностей, уникальных машин и значков, но все это на мой вкус немного рутинно. В целом некоторое провисание игры между сюжетных линий не критично, и даже на самом деле такая свобода передвижения по большому городу добавляет игре масштабности.
Музыка в L.A. Noire аутентичная, великолепно дополняет и подчеркивает нуарную атмосферу. Блюз, ритм-энд-блюз (исконный, а не тот что нынче величают ар-эн-би), и конечно же море отборного джаза в заставках и по автомобильному радио.
Игра продается сейчас в Playstation Store за 1 500 рублей в полном издании, расширенном множеством дополнительных дел (миссий), что делает ее супер выгодным приобретением 🙂
Единственно – качать придется более 13Гб, у меня на это ушло полдня, но с другой стороны никаких очередей и общения с московскими уникальными продавцами. Не уверен, но я не нашел в загружаемой версии игры русских субтитров, а в коробочной версии из магазина они говорят есть.
Мой итоговый рейтинг по L.A. Noire – 5 звезд из 5. Несмотря на описанные выше мелкие недостатки (куда уж без них), брать и играть! А возможность переигрывать заново отдельные дела, оттачивая свое детективное мастерство до совершенства, а затем сравнивать свой прогресс с сообществом на сайте socialclub.rockstargames.com растягивает удовольствие от игры на весьма длительное время 8)
Хороший обзор, хороший блог, но в L.a. Noire есть возможность пропускать рядовые поезки, к слову, нужно лишь удерживать ту кнопку, которая отвечает за вход в машину, а не просто нажимать ее – вуаля, и за руль сел напарник, поездка пропускается(после короткого диалога) и вы уже у места преступления.